Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Приёмная семья

ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ - профессиональная семья, осуществляющая заботу о детях сиротской категории (дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей).

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ПРИЁМНОЙ СЕМЬЕ?

Приёмная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Образуется на основании договора об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) в приемной семье.

На воспитание в приемную семью передается от одного до четырех детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом детей, над которыми установлена опека (попечительство) одним из супругов, усыновленных (удочеренных) детей.

Орган опеки и попечительства определяет число детей, которые могут быть переданы на воспитание в данную приёмную семью, очередность и сроки их передачи, продолжительность адаптационного периода ребёнка в приёмной семье.

Приёмному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т.д. приемный родитель – это профессиональный замещающий родитель, который согласно должностных обязанностей оказывает помощь детям, которые находятся на воспитании в приемной семье. Поэтому кандидаты в приёмные родители в обязательном порядке проходят соответствующий отбор и обучение.

Органы опеки и попечительства и социально-педагогические центры осуществляют сопровождение и контроль за условиями содержания, воспитания и образования приемных детей, анализируют деятельность приёмных родителей, организуют необходимые консультации и психолого-педагогическую и социально-педагогическую поддержку в соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей и планом развития приемной семьи.

План развития приемной семьи разрабатывается приемными родителями совместно с отделом образования или организацией, обеспечивающей психологическую и педагогическую помощь приемным детям и приемным родителям, на шесть месяцев с учетом потребностей детей, запросов приемных родителей и содержания организационной и методической работы с замещающими семьями.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ

Лица, желающие взять ребёнка (детей) на воспитание в свою семью, должны обращаться в отдел образования по месту своего жительства.

В случае наличия в районе детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, специалист органа опеки и попечительства ознакомит с перечнем документов, необходимых для создания приёмной семьи, ответит на интересующие вопросы создания и функционирования приемной семьи.

При отсутствии на территории района детей, отдел образования организует учет кандидатов в приемные родители.

Отдел образования либо уполномоченные им организации проводят обследование условий жизни лиц, желающих взять детей на воспитание в приёмную семью. Изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов. Полученная информация отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приёмные родители.

Орган опеки и попечительства учитывает опыт и результаты воспитания кандидатами в приемные родители родных, подопечных и усыновленных детей.

Кандидаты в приёмные родители проходят образовательную программу обучающих курсов в социально-педагогическом центре.

По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов отдел образования знакомит с условиями трудового договора и договора об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) в приемной семье.

Информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приёмную семью и направление для посещений этих детей и установления контакта с ними предоставляет специалист органа опеки и попечительства.

ЗАЧЕМ НУЖНО ОБУЧЕНИЕ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ?

Как показал опыт, обычно люди, желающие взять ребёнка в свою семью, совершенно не знают особенностей развития детей, оставшихся без родительской опеки, и стараются переносить на них опыт воспитания своих родных детей (который может пригодиться лишь отчасти). Не имея достаточных знаний, они совершают большое количество ошибок, которые болезненно сказываются и на детях, и на родителях. Обучение поможет предотвратить эти ошибки. Цель обучения - показать, в чем разница между воспитанием родных детей и детей, принятых на воспитание, показать кандидатам возможные «подводные камни» воспитания и научить их обходить.

Иногда бывает, что во время обучения, узнав о возможных сложностях, некоторые из кандидатов пересматривают своё решение стать родителями для оставшихся без родительского попечения детей. И это гораздо лучше, чем взять на воспитание ребёнка, а затем, после обоюдных мучений, возвратить его обратно. Важно, чтобы кандидаты после пройденного курса обучения смогли принять обоснованное решение о своих возможностях принять ребёнка на воспитание.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

  • Приёмные родители по отношению к принятому на воспитание ребёнку (детям) обладают правами и несут обязанности опекуна, попечителя.
  • Приёмные родители не имеют права препятствовать усыновлению приёмных детей другими лицами.
  • Приемный родитель обязан готовить ребенка к общению с родителями и другими родственниками и обеспечивать это общение. Ребенок, воспитывающийся в приемной семье, имеет право на общение с родителями и другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает его интересам.
  • Права приёмных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
  • Приёмные родители повышают свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования.
  • Трудовой отпуск приёмным родителям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составляемому отделом образования, заключившим с ними трудовой договор. На период трудового отпуска органы опеки и попечительства организуют летний отдых приёмных детей.
  • Время работы в качестве приёмных родителей засчитывается в общий трудовой стаж.
  • Приёмные родители ведут учёт расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребёнка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства.
  • Передача детей в приёмную семью не влечёт за собой возникновения между приёмными родителями и приёмными детьми алиментных и наследственных правоотношений.
  • Приемные родители обязаны проживать совместно с переданными им на воспитание детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и при раздельном проживании (в случае обучения в учреждения образования Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства спорта и туризма) получает разрешение органа опеки;
  • готовит ребенка к социализации в обществе, развивает его самостоятельность, формирует навыки общения в социуме;
  • приёмные родители обязаны содействовать поиску братьев и сестер, иных родственников и поддержанию их отношений с воспитанниками детского дома семейного типа, приёмной, опекунской семьей за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам воспитанников;

Подробнее с порядком создания и функционирования приемной семьи можно познакомиться в Положении о приемной семье, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28 октября 1999 г. N 1678 (можно найти в закладке «Нормативные документы»).

Разделы сайта